В Тирасполе прошел VII Съезд депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской Республики. Мероприятие организовали в большом зале Дворца Республики. Необходимость связана с ухудшением экономической ситуации в республике, вызванным давлением со стороны Молдовы. По итогам Съезда были приняты Резолюция и Декларация.
ГЛАВНЫЕ ТЕЗИСЫ РЕЗОЛЮЦИИ
VII Съезда депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской Республики
28 февраля 2024 года в Тирасполе состоялся VII Съезд народных депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской Республики, посвященный выработке решений и стратегии развития страны в условиях беспрецедентного экономического давления Республики Молдова, а также отсутствия доступных переговорных механизмов для урегулирования ситуации.
Заслушав выступления участников собрания, принимая во внимание складывающуюся обстановку вокруг Республики, делегаты Съезда считают необходимым:
1. Заявить о том, что приднестровский народ остается сплоченным, единым и не свернет с пути защиты собственной идентичности, неотъемлемых прав и свобод своих граждан, укрепления государственности Приднестровской Молдавской Республики.
2. Принять Декларацию VII Съезда депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской Республики.
3. Утвердить и направить обращения в адрес Федерального Собрания Российской Федерации, Организации Объединенных Наций, всех участников международного переговорного формата «5+2», Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, Парламента Европейского союза и Международного комитета Красного Креста.
ДЕКЛАРАЦИЯ
VII Съезда депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской Республики
Мы, делегаты VII Съезда депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской Республики, ЗАЯВЛЯЕМ:
Государственность и независимость Приднестровской Молдавской Республики провозглашены в полном соответствии с основополагающими документами международного права, включающими Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, и дополнительно подтверждены Консультативным заключением Международного Суда ООН от 22 июля 2010 года, констатирующим отсутствие противоречия между декларацией о провозглашении независимости и международным правом.
Главной целью и принципами развития Приднестровской Молдавской Республики являются политическая стабильность, экономическая самодостаточность и социальная справедливость с ориентацией на укрепление независимости и обретение широкого международного признания, защиту прав, свобод и идентичности приднестровского народа.
Существующий столетиями самобытный приднестровский народ в период независимости Приднестровья получил дополнительный стимул к свободному развитию и самовыражению своей идентичности, представляя собой уникальную многонациональную общность, объединяющую представителей более 70 национальностей. Наша идентичность кардинально отличается от бессарабской или румынской идентификации населения соседней Молдовы, к которой Приднестровье исторически не имеет никакого отношения и априори не может быть частью чужого ценностного, национально-культурного и языкового пространства.
Приднестровье отразило вооруженную агрессию Молдовы, приведшую к гибели сотен мирных жителей, за которую виновные до сих пор не понесли ответственности. Отстояв право на возможность самостоятельно определять собственное будущее, Приднестровье продолжит добиваться политико-правовой оценки бесчеловечной военной агрессии со стороны Молдовы с целью международного осуждения и получения гарантий недопущения повторения подобных преступлений в будущем.
Приднестровье десятилетиями участвовало в переговорном процессе с Молдовой, стремясь к поиску путей мирного урегулирования конфликта, к установлению государственно-правовых отношений, обеспечивающих всю совокупность прав и интересов нашего народа. В отличие от Приднестровья руководство Молдовы многократно нарушало ранее согласованные договоренности, показывая неспособность к открытому цивилизованному диалогу, нежелание и неготовность учитывать интересы нашего многонационального народа.
С большой тревогой отмечаем, что Молдова продолжает деструктивный курс по социально-экономическому удушению Приднестровья, намеренно нагнетая напряженность, стремясь разрушить хрупкий баланс и стабильность в региональном пространстве.
В 2023 году Молдова приняла поправки в Уголовный кодекс (т.н. «закон о сепаратизме»), создав предпосылки для уголовного преследования буквально каждого гражданина Приднестровья. Приднестровцы подвергаются дискриминации и произволу при пересечении границы РМ, жителей Приднестровья депортируют, разлучая их с семьями. Одновременно с этим Молдова стремится разрушить нашу систему здравоохранения. Заблокированы поставки в Приднестровье диагностического оборудования для лечебных учреждений, запрещается импорт рентген-техники в республику, чем нарушается естественное право человека на жизнь и здоровье. Из-за антигуманных действий Молдовы обострилась проблема ввоза в республику медикаментов, вследствие чего граждане Приднестровья сталкиваются с дефицитом и ростом стоимости лекарств.
С 1 января 2024 года Молдова ввела грабительские таможенные пошлины в отношении приднестровских предприятий, эти платежи отнимаются у предприятий, изымаются из нашего бюджета и оседают в бюджете соседнего государства, не имеющего никакого отношения к нашим гражданам. Экономика республики оказалась под бременем двойной оплаты таможенных пошлин, провоцирующим рост цен, разрушение крупного и малого бизнеса, нарушение традиционных торгово-экономических связей со множеством государств мира.
Молдова фактически развязала против нашего народа экономическую войну, намеренно создавая предпосылки для многомиллионного дефицита бюджета и катастрофического снижения торговли. Своими действиями соседнее государство грубейшим образом нарушает неотъемлемые права и свободы человека, закрепленные в универсальных источниках права.
Даже по прошествии трех десятилетий международного переговорного процесса Молдова ни в прошлом, ни сегодня оказалась не способна признать за жителями Приднестровья наличие у них неотъемлемых общечеловеческих прав и свобод, отказывая нам в реализации базовых насущных потребностей: права на личную безопасность и неприкосновенность, права на защиту жизни и здоровья, права на свободу передвижения, права на свободу убеждений и их свободное выражение, права на защиту от любых форм дискриминации, недопустимости произвольного задержания или изгнания и многих других.
С того момента, как руководство Молдовы избрало и закрепило курс на Европейский союз на Приднестровье оказывается наибольшее социально-экономическое давление и наиболее массово нарушаются права и свободы граждан республики, что прямо противоречит европейским принципам и подходам в области защиты прав человека и свободной торговли.
С осени 2019 года Молдова намеренно заблокировала нормальный режим работы международного формата «5+2» и все эти годы продолжает уклоняться от политического диалога на уровне высшего руководства сторон. Кроме того, Кишинёв отказался от исполнения почти всех ранее достигнутых соглашений с Приднестровьем, включая последний пакет протокольных решений социально-гуманитарной направленности, подписанных в 2016-2018 годах.
Нынешняя критическая ситуация требует срочного и максимально активного международного вмешательства в целях предотвращения эскалации напряженности и недопущения кризисного развития ситуации.
КОНСТАТИРУЕМ:
Выражаем поддержку руководства и всех ветвей власти Приднестровской Молдавской Республики в продвижении государственного курса, определенного волей народа.
Убеждены в том, что только суверенитет Приднестровья является неотъемлемым и принципиальным условием защиты самобытной идентичности, а также основных прав и свобод нашего многонационального народа, закреплённых в базовых принципах международного права и положениях Устава ООН.
Подчеркиваем непреложную важность миротворческой миссии на Днестре, имеющей огромную поддержку населения не только Приднестровья, но и соседней Молдовы. Миротворческая операция должна продолжаться вплоть до окончательного и справедливого урегулирования конфликта, невзирая на любые политические демарши Молдовы и попытки разрушить базовое мирное соглашение от 21 июля 1992 года.
Приветствуем усилия государства по сохранению настоящей исторической памяти Приднестровья и не позволим никому навязать нашему народу и молодому поколению приднестровцев ложную и чуждую нам трактовку истории, подмену понятий и враждебные самой сущности человеческого бытия псевдоценности.
Выражаем поддержку дипломатическим усилиям, направленным на регулярное взаимодействие с международными участниками переговорного процесса в формате «5+2», стремление использовать существующие механизмы и адекватные международные переговорные площадки для защиты государственности, прав и свобод приднестровских граждан, экономических и всех иных законных интересов общества и государства.
Отмечаем принципиальную важность консолидации общества и государства в достижении стратегических задач Приднестровской Молдавской Республики.
Приднестровье по-прежнему привержено мирным политико-дипломатическим методам урегулирования противоречий. При этом Приднестровье будет настойчиво бороться за собственную идентичность, права и интересы приднестровского народа и не откажется от их защиты, невзирая на любые формы шантажа и внешнего давления.
СЧИТАЕМ НЕОБХОДИМЫМ:
1. Принять обращение в адрес Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации с просьбой о реализации дипломатических мер по защите Приднестровья в условиях усиления давления Молдовы с учетом факта постоянного проживания на территории Приднестровской Молдавской Республики более 220 тысяч граждан России и уникального положительного опыта российского миротворчества на Днестре, а также статуса гаранта и посредника в переговорном процессе.
2. Принять обращение в адрес Генерального секретаря Организации Объединённых Наций с просьбой учесть неотъемлемые права приднестровского народа, гарантированные международными нормами, пресечь нарушение соседней Молдовой прав и свобод граждан Приднестровской Молдавской Республики и не допустить провокаций, ведущих к эскалации напряженности.
3. Принять обращение в адрес участников международного переговорного процесса в формате «5+2».
4. Принять обращение в адрес Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с призывом повлиять на руководство Молдовы с целью возвращения к адекватному диалогу в рамках международного переговорного процесса, пресечь нарушение соседней Молдовой прав и свобод граждан Приднестровской Молдавской Республики, а также обеспечить условия для цивилизованного урегулирования конфликта.
5. Принять обращение в адрес Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств с призывом к недопущению эскалации на Днестре.
6. Принять обращение в адрес Парламента Европейского союза с просьбой приложить усилия для предотвращения давления Молдовы и нарушения прав и свобод приднестровцев.
7. Принять обращение в адрес Международного комитета Красного Креста с призывом обеспечить условия для обеспечения социально-гуманитарных прав, интересов и неотъемлемых свобод всех жителей Приднестровской Молдавской Республики.
По материалам ИА «Новости Приднестровья»