ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ


В Приднестровье, как и во всем православном мире отмечается большой Праздник

"Вход Господень в Иерусалим", получивший народное название "Вербное Воскресенье"

Накануне праздника, в Лазареву субботу, все от мала до велика, надев праздничные одежды, шли в церковь, держа в руках веточки вербы.

Почему вербы? В северном полушарии это первое дерево, которое расцветает к празднику, поэтому веточки вербы с распустившимися почками срезают и несут в храмы для освящения. Ветка вербы символизирует победу жизни над смертью.

На ночь веточки вербы оставляют в церкви и в само Вербное воскресенье ещё раз проводится освящение вербы. В воскресенье народ опять собирается в церкви на литургию святителя Иоанна Златоуста и слушают молитвы, в которых рассказывается о воскрешении Лазаря и о входе Господа в Иерусалим за некоторое время до начала его крестных страданий.

Торжественная литургия заканчивается и все люди идут по домам, неся в руках освященные веточки вербы.

Казаки в этот день отдыхают с семьёй, ведут разные беседы на религиозные темы, наполняются светлыми мыслями.

На праздничный стол в этот день подается постная пища, ведь идет строгий пост, но в этот день разрешается поесть рыбу, сдобренную постным маслом и даже выпить красного вина, что было категорически запрещено всем постящимся.

Этот праздник спокойный и способствует раздумьям. В этот день категорически нельзя вышивать, шить, стирать и заниматься любой другой работой по дому или в огороде. А чтобы "не было соблазнов", ещё в пятницу прячут подальше все предметы для рукоделия.

Считается, что в этот день вся работа выполняется "бесами" и всё, что было сделано - обязательно испортится, потеряется, а человек, нарушивший условие, будет наказан.

Казачки строго следили, чтобы дети случайно или по шалости не взяли в руки иголки, нитки, спицы, ножницы, веретено... Они очень боялись, что у детей "руки отсохнут".

Зато детям ох, как "доставалось" от старшего поколения в этот день! Каждый, кто приносил веточку вербы в дом, хлестал ребенка "от души", приговаривая: "Не я бью, верба хлещет". Вербное воскресенье ещё называют "Вербохлёст". Вот тут и было понятно, какой ребенок чего заслужил!

Порой "неслуха" так исхлещут "для послушания", что доведут до слёз, приговаривая: "Верба хлёст, бей до слёз". Поэтому дети ещё задолго до наступления "Вербохлеста" старались поумерить свой пыл, чтобы хлестали не так сильно.

Освященная ветка вербы сохранялась "за божницей" целый год, а остатки прошлогодней вербы доставали с молитвами и либо сжигали, либо бросали в текущую воду (ни в коем случае не в стоячую!), либо относили в церковь, где над ней прочитают специальную молитву.

Бывали случаи, когда веточки освященной вербы давали корни, тогда её сажали в землю, но не в праздничный день.

Веточкам вербы приписывались целительные свойства.

Вербой прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года.

Кроме того, считается, что ветки вербы помогают защитить дом от незваных гостей, от стихии и болезни.

На основе вербы делали различные отвары, порошки, а хозяйки добавляли в хлеб и даже варили кашу!

Молодые казаки носили с собой "в потаенных местах" почки вербы для придания физической силы, а молодые замужние казачки зашивали в подол исподней юбки "для помощи в зачатии ребенка".

Незамужние казачки в Вербное воскресенье ходили "с широко раскрытыми глазами" и внимательно вглядывались в лица проходящих мимо молодых казаков. Считалось, что в этот день можно встретить своего суженного.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - то это к хорошему урожаю. (Так что сегодняшний дождик очень кстати! Значит, что все деревья, посаженные на вчерашнем субботнике, приживутся!)

Если сухо - то в этом году посадки уродятся плохо.

Если просто пасмурная погода - урожай будет, но не обильный.

Вот так праздновали наши бабушки и дедушки "Вербное Воскресенье", так празднуем и мы, так будут праздновать наши дети.

С праздником братья казаки, казачки и казачата!

 1

2

3

4